Стремительное развитие рынка "купли-продажи" в интернете, которое наблюдается на протяжении последних нескольких лет, стало приоритетным способом расчета для десятков тысяч украинцев. При этом, заполнение коротенькой анкеты при регистрации на очередном онлайн-ресурсе уже почти ни у кого не вызывает сомнений. Но, как оказалось, такое легкомыслие может привести не только к потере кругленькой суммы, но и к распространению личных персональных данных неизвестным вам лицам. Эксперты отмечают, что только за 1 месяц 2020 года около 50,3 млн раз потребители подверглись нарушению своих прав со стороны популярных сегодня интернет-магазинов. Подробности узнавали Знай.uа.

Перенос мобильного номера, фото: REUTERS
Перенос мобильного номера, фото: REUTERS

Пандемия привнесла новое дыхание - кто покупает, а кто и "охотится"

Эксперты Союза потребителей Украины презентовали результаты свежего мониторинга сегмента E-commerce, в котором исследовали рынок украинских интернет-магазинов на предмет соблюдения законных требований и лояльность к потребителю.

Ориентировочно, сегодня в мире сегмент электронной коммерции оценивается в около 4 триллионов долларов в год – в частности, в Европе этот показатель равен почти 717 млрд евро, а в Украине – около 4 млрд долларов.

Популярные статьи сейчас
Продадите за 8000 гривен: коллекционеры устроили охоту на особенные 5 копеек Нужно успеть: украинцам, с квитанциями за свет на руках, назвали важное условие Обязали передать списки: ТЦК усиливает "охоту" на уклонистов Украинцам 60+ предоставят денежную помощь, можно пригласить родных: как подать заявку
Показать еще

"До недавнего времени Украина входила в прослойку стран, где наиболее динамично рос рынок электронной коммерции – у нас наблюдался показатель в 30% ежегодного прироста электронной коммерции. В Украине, в среднем, потребитель тратит около 200 долларов в год. По экспертным прогнозам, этот сегмент будет расти ежегодно и к 2040-му году объем продаж через интернет достигнет 95 % от всего ритейла", – отмечает заместитель председателя правления ОО "Союз потребителей Украины" Олег Цильвик.

Если в 2019 году прирост "е-покупок" равнялся 17 %, то в 2020 году этот показатель значительно увеличится.

"Переход потребителей в сегмент электронной коммерции будет более активным, в результате влияния пандемии. Этот год стал толчком для изменения доступа бизнеса к потребителям – в условиях ограниченного общения с покупателями, он начал переходить в интернет. По данным лишь одной компании Shop-Express, за 2, 5 месяца карантина на ее платформе было создано 1271 интернет-магазинов, при чем 92 % - предприниматели, которые заказывали услугу, ранее не занимались интернет-продажами", – подчеркивает Олег Цильвик.

покупки онлайн, фото Pxhere
покупки онлайн, фото Pxhere

В то же время, изменилась и модель потребительского поведения. Сегодня многие украинцы испытывают финансовые трудности, поэтому вынуждены искать более дешевые предложения товаров и услуг, изменился сегмент товаров, которые в основном покупают.

И тут назревает важнейший вопрос – как обезопасить себя, чтобы минимизировать риски, в частности: персональных данных и безопасности расчетов.

"Ваш "портрет" как потребителя сейчас становится объектом для маркетинговых исследований и продвижения рекламы для вас. Ваши предпочтения могут создавать определенный интерес и цену за ваши данные для других участников рынка. Сегодня утечка информации – это обычное явление в условиях нашей достаточно незащищенной информационной системы, и последние скандалы с утечкой информации даже из государственных реестров – это, действительно, риск для граждан и прав украинцев", – отмечает заместитель председателя правления ОО "Союз потребителей Украины".

Будьте внимательны: среди лидеров - тоже нарушители

Как отмечают эксперты, особой "миграции" в перечне самых популярных интернет-магазинов не произошло.

По данным Retailеrs, услугами магазинов из топа-25 всего за 1 месяц украинцы воспользовались 111 млн раз.

И поразительным является тот факт, что в 50, 3 млн из них (а это фактически в половине случаев) потребители, даже не задумываясь об этом, подверглись нарушению своих прав от 6 компаний из топового списка. Выявленное нарушение, а именно отсутствие информации о субъекте хозяйствования, лишает потребителя возможности защитить свои права в случае возникновения проблемной ситуации.

"Достаточно широкое распространение в последнее время получило такое понятие, как маркетплейсы – когда продавцы реализуют не только свой товар, но еще предоставляют площадку для реализации сторонними продавцами товаров на собственных ресурсах. Ярким примером является лидер по количеству посещений, где можно наткнуться на компанию другой страны – на них не распространяется Законодательство Украины, а у государственных органов по правам потребителей нет возможности наведаться к ним в случае возникновения конфликтных ситуаций: гарантийных случаев, выявлении существенных недостатков, где должна предусматриваться замена товара и т. д.", – отмечает эксперт.

Также в пятерке лидеров есть пример магазина, где четко установлено, что администрация сайта не несет ответственности перед пользователями по выполнению заказов соответствующими продавцами. То есть, фактически маркетплейс не несет никакой ответственности за отношения со сторонним продавцом.

Что же касается защиты персональных данных, то ситуация тоже далеко не идеальна.

В рейтинге лидеров есть также аптеки - как подчеркивают эксперты, они должны обязательно указывать лицензию на осуществление деятельности. Так вот часть из них ее не предоставила, что также является одним существенным нарушением.

Из этого следует вывод, что направление электронной коммерции требует существенных изменений на государственном уровне.

"Сегодня следует уделить значительное внимание маркетплейсам – урегулированию вопроса о его ответственности за действия сторонних продавцов. Что же касается интернет-магазинов в целом, то в этом сегменте следует навести порядок. Потому что, например, в Европейском союзе есть добровольный реестр игроков сегмента электронной коммерции, позволяющий проводить досудебное урегулирование споров между потребителями и интернет-продавцами. Было бы целесообразно создать подобный реестр в Украине, чтобы он мог подтягивать информацию из данных Единого государственного реестра юридических и физических лиц и общественных формирований", – отмечает заместитель председателя правления ОО "Союз потребителей Украины" Олег Цильвик.

Как вернуть товар в магазин
Как вернуть товар в магазин, pixabay.com

Такое нововведение потребителю даст возможность проверить компанию, а продавцам поможет увидеть и устранить собственные недостатки. А не менее весомым приложением должен был бы стать портал урегулирования споров между покупателем и интернет-продавцом.

А пока же украинцы должны не забывать о существующих "законных преимуществах".

О дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.uа.