Ко Дню Независимости Украины политические эксперты презентовали основательную подборку "плюсов" и "минусов" нынешнего развития нашего государства. В частности, и положительные и отрицательные шаги, воплощенные за год президентом Владимиром Зеленским и его командой. Как оказалось, самой провальной стала судебная система, реформы которой больше всего ждут украинцы. Результаты оценки были представлены на пресс-конференции "Украине – 29. Где мы сейчас и куда направляемся?", состоявшейся 21 августа в Украинском кризисном медиа-центре. Подробности узнавали Знай.uа.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Преобладает "перманентный пессимизм" – в успех верит лишь молодежь
По словам аналитика Фонда "Демократические инициативы" Андрея Сухарины, на протяжении всех 29 лет Независимости украинцам свойствен "перманентный пессимизм" – по результатам ежегодных соцопросов, большинство респондентов утверждает, что мы движемся "не туда".
"Сейчас мы наблюдаем существенные различия – направление развития страны по-разному воспринимают люди разного возраста. Если среди молодежи уровень положительных оценок направления движения составляет 33 %, то среди людей старшего возраста – всего 11 %. "Слуга народа" остается лидером электоральных симпатий, но, при этом, ее рейтинг постепенно уменьшается: если в начале года она могла претендовать на 45 % избирателей, то на сегодня этот показатель уже меньше 30 %", – отмечает политический аналитик Андрей Сухарина.
Что же касается оценивания, непосредственно, "успехов-поражений" за год правления президента Владимира Зеленского и его команды при власти, то аналитики отмечают как и полностью "провальные" сферы, так и успешные шаги в некоторых направлениях.
О честности в судах пока речь не идет: когда ждать перемен?
Если говорить о внедрении долгожданной судебной справедливости и неотвратимой кары для чиновников-взяточников, то, по годовым итогам экспертов, тут значительно преобладают негативные тенденции. А это, в свою очередь, сказывается и на экономике.
"У нас довольно коррумпированная закрытая судебная система, которая очень успешно перестраивается под разные политические силы – исходя из своих коррумпированных сил, и связей. Власть, к сожалению, не способна формировать судебную власть в интересах обычных порядочных граждан. Сразу это отражается на экономическом вопросе, поскольку инвесторы, зная, что нет честного суда в Украине, а дела могут решаться за счет денег или политического давления, очень часто делают выбор не в нашу пользу", – отмечает сопредседатель Совета Коалиции Реанимационный Пакет Реформ, руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко.
По словам Юлии Кириченко, нынешний президент сразу начал определенные движения в судебной реформе, однако без какого-то стратегического видения ситуации.
Большинство украинцев до сих пор, наверняка, помнят громкое открытие Высшего антикоррупционного суда с личным участием Владимира Зеленского и его команды. Однако, как мы видим, его заявление о вынесении справедливых решений десяткам известных коррупционеров уже через несколько месяцев, до сих пор остается не реализованным.
"В октябре 2019 года состоялся" фальш-старт " – был внесен законопроект, который предусматривал, без учета многих объективных показателей сокращения судей Верховного суда, создание, вроде бы, добродетельных институтов. Но фактически их формирование не решит основную проблему – это добродетельный судья и уменьшение коррупции. Он был принят, но потом многие положения признали неконституционными, реформа не началась – а в этот момент мы теряли возможность Высшей квалификационной комиссией судей осуществить отбор новых, порядочных судей", - утверждает сопредседатель Совета коалиции Реанимационный Пакет Реформ.
Как подчеркивает эксперт, сейчас в приоритете на первом месте должна быть порядочность кандидата, который должен ставить политическую власть ниже, чем право.
Но вот выбирать их пока некому - предыдущая комиссия была разогнана, а новая до сих пор не создана. А общая ситуация, которая сейчас сложилась в Украине, фактически убивает все надежды на зарождение честности и справедливости.
"Высший совет правосудия, который тоже был частью коррумпированной системы и к членам которой есть много вопросов относительно добропорядочности, нашел путь к руководству и фактически руководит многими направлениями судебной власти. Поэтому, вряд ли, мы можем надеяться на какое-то самоочищение – судебная реформа, по крайней мере, в этом году, провалена", – резюмирует руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко.
Единственным светом в конце "коррупционного тоннеля" сейчас является недавно созданный документ "Антикоррупционная стратегия" от НАЗК, который получил немало положительных отзывов от независимых экспертов. Часть разработанных положений касается именно судебной власти. В будущем этот документ должен получить утверждение в Парламенте, президента и Правительстве.
Вторым очень важным шагом должно стать создание Высшей квалификационной комиссии судей с участием международных экспертов, акцентировав внимание на выборе исключительно на порядочных кандидатах, чтобы в дальнейшем они "компановали" суды из честных юристов.
Среди "плюсов" – Закон о референдуме, админуслуги и новое районирование
Однако, хотя бы в других сферах не все так безнадежно. По словам аналитиков, за год были сделаны и весомые позитивные шаги.
"Одним из весомых "плюсов" годовой деятельности новой власти является наработанный достаточно демократический Закон о национальном референдуме, поскольку предыдущий фактически был инструментом свержения государственности Украины. Нам крайне важно обеспечить правильное, гармоничное участие народа через референдум в управлении государством, когда это необходимо, а не дать этот инструмент власти или нашему врагу Российской Федерации как манипуляцию. У нас есть проект, высоко оцененный Венецианской комиссией и, надеюсь, вскоре он станет законом и мы закроем этот вопрос", – отмечает сопредседатель Совета Коалиции Реанимационный Пакет Реформ.
В госуправлении не обошлось без "скачков". Среди позитивных тенденций эксперты отметили успешный шаг вперед в предоставлении административных услуг и диджитализацию.
А вот недоработанной стороной является отсутствие стратегического подхода к децентрализации админуслуг: предоставление прав, лицензий, оформление земли и др.
По словам экспертов, еще одним весомым шагом, который не удавалось сделать за все 29 лет, стало июльское утверждение 136 новых районов и создание базовых равных общин, количество которых сейчас составляет 1460. Однако недоделанным со стороны власти на сегодня остается вопрос "функционала" районных советов.
"В целом же, самая большая проблема этой власти - это то, что положительные тенденции зависят исключительно от конкретного человека, который имеет влияние на выработку определенной политики. Если мы имеем государственного человека, который болеет за определенные сферы и знает что делать, мы получаем весомые шаги вперед. Но в рамках государства концепции того, как реформировать, нет, и поэтому мы движемся довольно хаотично", – подчеркивает руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко.
Прислушаются ли к советам представители "верхушки" страны и какие законопроекты войдут в перечень первоочередных в сессионном зале Верховной Рады в новом "политическом году" парламентариев, читайте на портале Знай.uа.