На днях Глава Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков сообщил, что внесение изменений в принятые постановления о местных выборах, которые бы предусматривали их проведение на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, могут поставить под сомнение всю избирательную кампанию. Но на повестке дня ближайшей пленарной недели она не стоит, а значит и градус напряжения пока спадает. Но, как оказалось, это не единственный "камень преткновения" в предложенных законодательных корректировках, которые эксперты откровенно называют попыткой изменить правил игры во время самой игры да еще и в разгар избирательной кампании. Подробности узнавали Знай.uа.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Неконтролируемые расходы и отсутствие санкций
Немало нареканий вызывает поданный на рассмотрение Верховной Рады законопроект № 4117 "Проект Закона о внесении изменений в Избирательный кодекс Украины и некоторых законодательных актов Украины относительно особенностей организации подготовки и проведения выборов в период действия карантина, установленного с целью предотвращения распространения на территории Украины особо опасных и опасных инфекционных заболеваний, и совершенствования отдельных положений избирательного законодательства".
Согласно положениям документа, в случае выдвижения кандидатов на разных уровнях местных выборов предусмотрена возможность формирования одного избирательного фонда областной организации партии на всех выборах. Именно это, по мнению экспертов, существенно снизит прозрачность использования средств и не даст возможность посчитать расходы партии на отдельный вид выборов. Но, кроме этого, существует еще целый ряд недоработанных вопросов.
"Предложенные изменения идут в разрез с рекомендациями Венецианской комиссии относительно неприемлемости внесения изменений в избирательное законодательство за год до выборов - такого еще не было, чтобы во время выборов фактически менялась избирательная система. А худшим является то, что именно 4117, являющийся "обломками" проваленного перед началом избирательного процесса № 3971, меняет пропорциональную избирательную систему открытых списков. Изменениями в ст. 248 о правилах голосования фактически предлагается введение принципа: "в случае неправильного голосования преференция отдается организации партии". В борьбе с прогнозируемым большим количеством недействительных бюллетеней именно из-за дезориентации в правильности заполнения бюллетеня законодатель пренебрегает основным принципом демократических выборов: никто не имеет право трактовать выбор избирателя по своему усмотрению",-отмечает кандидат наук из государственного управления, эксперт швейцарско-украинского проекта" Поддержка децентрализации в Украине " DESPRO Елена Бойко.
Без важных уточнений осталась и статья 281, дополненная нормой: "В случае избрания одного из кандидатов в депутаты депутатом в двух местных советов, такой кандидат в депутаты лично обращается к территориальной избирательной комиссии из соответствующих местных выборов для регистрации его депутатом только одного местного совета". Непрописанными остались важнейшие положения – что должен делать ТИК в случае обращения депутата, как именно происходит замещение после отказа кандидата от одного из мандатов и каковы санкции за недобросовестность и "двомандатність".
Соответствующие замечания по законопроекту № 4117 высказал и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.
"Создание одного избирательного фонда областной организации политической партии для финансирования избирательных кампаний на местных выборах, в случае выдвижения кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы может затруднить осуществление контроля за соответствующими избирательными фондами", – говорится в решении (протокол № 52) Комитета, принятом на заседании 29 сентября.
Однако, вопрос утверждения законопроекта № 4117 до сих пор остается открытым – на последнем пленарном заседании он только был зарегистрирован в повестке дня.
Неоднозначными, по мнению экспертов, являются и заключительные положения законопроекта.
"В заключительных положениях есть целая инструкция по порядку голосования в условиях карантина – это является важным и насущным, однако есть одно "но". В ч. 8 ст. 38 Кодекса речь идет о праве присутствия на заседаниях избирательной комиссии, в том числе при подсчете голосов и установлении результатов голосования, на ИУ в день выборов или в день повторного голосования в помещении, где проводится голосование. И возникает вопрос: как обеспечить безусловное право присутствия такого количества субъектов в условиях карантина?",- подчеркивает эксперт проекта" Поддержка децентрализации в Украине " DESPRO Елена Бойко.
Бюллетени останутся без охраны?
Не менее проблемным является "Проект закона О внесении изменения в статью 61 Избирательного кодекса Украины относительно уточнения срока охраны помещений избирательных комиссий" № 4070.
"Данный законопроект может повлечь отсутствие охраны бюллетеней в помещениях ТИК. Здесь речь идет об охране помещений избирательных комиссий - без уточнения ТИК или УИК. Проектом 4070 предлагается изменить срок с 8 до 3 дней. А теперь смотрим сроки передачи бюллетеней в ТИК - не позднее 9 дней, на УИК – за 3 дня. То есть, если изменить срок с 8 на 3 дня – ТИК не будут под охраной после передачи им бюллетеней. И бюллетени будут без надзора вплоть до передачи от ТИК в УИК", – объясняет кандидат наук по государственному управлению Елена Бойко.
При этом, принятие Проекта закона № 4070 приведет и к "законодательному конфликту" в Избирательном Кодексе.
"В случае изменений сроков "охраны помещений избирательных комиссий за 3 дня" выйдет конфликт правовых норм ст. 61 ст ст. 242 Кодекса, так как к сейфам ТИК бюллетени попадают не за 3 дня, а за 9 дней и фактически обязанность их охранять есть в ст. 242, а срок четко определен в ст. 61. Стоит отметить, что в норме ст. 242 НЕ ГОВОРИТСЯ о помещения участков, а именно помещения комиссий, где хранятся бюллетени. Эти вопросы надо решать", – отмечает эксперт проекта "Поддержка децентрализации в Украине" DESPRO.
Необходимость внесения серьезных исправлений в положения документа отмечают и в Главном научно-экспертном управлении. Об этом говорится в экспертном заключении от 29 сентября, размещенном на официальном сайте Верховной Рады.
Но пока данный законопроект также только вошел в список вопросов повестки дня.
Борьба с конкурентами и выборы "по-одесски"
Если предыдущие изменения только должны быть внесены, то кое-кто из кандидатов уже пострадал от определенных положений Избирательного кодекса.
Речь идет о статье 217, что предусматривает норму, в соответствии с которой организация партии может выдвинуть лицо, являющееся либо членом этой политической партии, либо беспартийным, но никак не является ее членом другой политической партии.
"Именно эта норма превратилась в еще одну технологию борьбы с нежелательным конкурентом. Например, Менская ТИК отменила регистрацию кандидата на городского голову Геннадия Примакова. Он ранее был членом Радикальной партии Ляшко, но потом ушел в "Родной дом". Однако, представители Радикальной партии подали в ТИК доказательства его членства в РПЛ, что и запустило механизм отмены регистрации. В Козятине городская ТИК отказала ныне действующему мэру Пузырю в регистрации от "Слуги народа" из-за того, что тот является членом "Батькивщины"", - отмечает политолог, политтехнолог, руководитель Центра политической разведки Олег Пастернак.
А усложняет этот вопрос еще и бумажная волокита.
"Проблема состоит в том, что прекращение членства в той или иной партии упирается в хитроумные уставные документы и очень часто политики не придают этому важного значения. Некоторые депутаты успели побывать в нескольких партий за последний год, написав заявления в каждую из них, но не удосужившись грамотно прекратить членство в предыдущих. Порой просто подачи одного заявления в партийный орган недостаточно. Каждый бывший член партии должен на руки получить письменное подтверждение о прекращении своего членства в той или иной партии, но этим недалекие политики часто пренебрегают. Теперь же это становится препятствием для баллотирования", - отмечает политтехнолог Олег Пастернак.
Как отметил эксперт, одним из самых нестандартных списков кандидатов в этом году стал перечень "Жемчужины у моря".
"Одесса подтверждает имидж столицы смеха: местная комиссия зарегистрировала 2 Зеленских, одного из которых выдвинула "Цыганская партия", 4 Филимоновых и традиционно Дарта Вейдера. Все эти персонажи не имеют ничего общего с реальными политиками, как вы понимаете. При этом теризбирком отказал в регистрации в кандидаты в мэры Богдану Трухановому. По-моему, даже студенту-политологу должно все стать понятно в вопросе что такое "выборы по-одесски", – подчеркивает руководитель Центра политической разведки Олег Пастернак.
Поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.uа.